Как выбрать наиболее эффективную форму обучения?
Чем отличаются лекция от семинара, а семинар от тренинга?
Этот вопрос интересует тех, кто хочет выбрать для себя наиболее эффективную и приемлемую форму обучения.
С тематикой лекций, семинаров и тренингов, проводимых автором, сайта можно ознакомиться здесь
Для начала дадим определение каждой из рассматриваемых форм обучения.
Лекция (от лат. «lectio» – чтение) – форма обучения, когда преподаватель устно излагает (читает) значительный по объему учебный материал. Лекция – это монолог преподавателя, который может сопровождаться слайдами или визуальным отображением на доске. При этом основной задачей слушателей является получение и запоминание новой информации.
Семинар (от лат. «seminarium» — школа) — это продуманный и подготовленный диалог на заданную тему. Семинары проводятся для повторения и закрепления уже знакомого материала. На семинаре преподаватель обсуждает со слушателями наиболее актуальные вопросы затрагиваемой темы, акцентирует внимание на тонкостях и нюансах, разъясняет проблемные моменты. Слушатели закрепляют полученную ранее (в ходе лекции или практической деятельности) информацию, получают представление о том, как применить знания на практике.
Тренинг (от англ. train – воспитывать, обучать) – форма активного обучения, направленная на развитие конкретных навыков и умений. Тренинг используется тогда, когда желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Преподаватель коротко очерчивает ту область знаний, которую необходимо освоить «на деле», показывает слушателям «как это сделать, чтобы оно работало». Слушатели, в свою очередь, активно обсуждают проблему, тренируются, повторяют за преподавателем необходимые действия.
Психологи выделяют три основных канала восприятия информации:
-
визуальный (иллюстрации, диаграммы, символы, образы, рисунки, цвета и т.п.),
-
аудиальный (дискуссия, устное обсуждение, опросы, чтение текстов вслух и т.п.),
-
кинестетический (упражнения, примеры практического применения, игры, сценические постановки, собственный опыт и т.п.).
Давайте сопоставим каждую из приведенных форм обучения с известными каналами восприятия.
У многих людей визуальный канал восприятия является наиболее активным. По данным разных авторов от 35% до 45% людей относятся к этому типу восприятия. Например, если во время лекции используются слайды, то значительная часть аудитории лучше воспринимает излагаемую информацию, чем в том случае, когда лектор просто вслух наговаривает материал.
Аудиальный канал восприятия, как правило, развит гораздо хуже: только 5% людей можно отнести к истинным аудиалам. Для того чтобы усилить аудиальный канал восприятия, необходимо не только воспринимать информацию на слух, но и самому вслух ее воспроизводить, что возможно во время семинаров.
Кинестетиков, также как и визуалов, от 35% до 45%. Человеку этого типа для запоминания информации необходимо как бы «проиграть ситуацию», повторить действия, выписать важное. Наиболее эффективной формой обучения таких людей будет тренинг.
Значительную часть людей нельзя однозначно отнести к одному из приведенных выше типов восприятия. Более того, если у человека один из каналов восприятия информации является ведущим, это вовсе не означает, что остальные каналы не работают. Просто они используются в меньшей мере, но при необходимости могут подключаться к основному. Для таких людей эффективной будет та форма обучения, которая максимально задействует все каналы восприятия.
Форма обучения |
Преобладающий канал восприятия информации |
||
визуальный |
аудиальный |
кинестетический |
|
лекция |
+ |
+/- |
— |
семинар |
+/- |
+ |
— |
тренинг |
+/- |
+/- |
+ |